28.10.2011г. - Круглый стол "О состоянии почтового обслуживания арктической группы улусов (районов) Республики Саха (Якутия) и мерах по его развитию"

28.10.2011г. - Заместитель председателя Госкомсвязи РС(Я) А.И. Кривошапкин принял участие и выступил на тему «О мерах по развитию почтовой связи в арктической группе улусов (районов) Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Соглашения между Правительством РС(Я) и ФГУП «Почта России» на Круглом столе Комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Государсвтенного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Далее текст выступления:

Почта - очень важный социальный институт, и для нашей страны почта имеет не только коммерческое и технологическое значение - во многом это одна из государствообразующих структур, поэтомугосударство должно сохранить почтовую сеть. Это все понимают. Существует понимание и того факта, что развитие почтовой связи в арктической группе улусов еще более затруднено, чем в центральной группе районов республики. Причины очевидны:

Во-первых, это трудности доставки почтовой корреспонденции из-за сложных географических и климатических условий.

В связи с отсутствием специальных почтовых авиарейсов перевозка почтовых отправлений из Якутска до 26 улусных центров осуществляется на пассажирских ре­гулярных рейсах авиакомпаниями ОАО "Авиакомпания "Якутия", ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии", причем фактическое выполнение рейсов зависит от метеоусловий аэропортов отправления и назначения. Все взлетно-посадочные полосы (ВПП), за исключением аэропорта Тикси Булунского района, имеют только грунтовое покрытие.

Но в более тяжелом положении находятся организация перевозок почтовых отправлений от улусного центра до наслегов. В связи нерегулярностью выполнения внутриулусных дотационных авиарейсов, недостаточным количеством ведомственного автотранспорта, сложной транспортной схемой, бездорожьемперевозка почты внутри улусов может осуществляться с частотой лишь 1—2 раза в месяц.

Во-вторых, вопросы доставки почтовой корреспонденции в арктической группе улусов – это всего лишь часть проблем. Все 73 ОПС арктической зоны являются  убыточными. Основная причина – крайне низкое количество потребителей почтовых услуг, что определено низкой плотностью и малочисленностью населения, проживающего в районах Арктики.

В-третьих, в плачевном состоянии находятся материально-техническая база отделений почтовой связи в арктической зоне. Они недостаточно оснащены технологическим оборудованием, практически не имеют собственного транспорта и расположены в непригодных помещениях.

По помещениям. 73 арктических отделений почтовой связи размещены следующим образом:

- 18 помещений являются собственностью УФПС «Почта России»;

- 50 помещений являются муниципальной собственностью;

- 5 помещений находятся в частной собственности.

Для составления общей картины по размещению почтовых отделений республики хочу привести на примере Нюрбинского района, который хоть и не входит в арктическую зону, а входит в промышленную зону, но является характерным для всех почтовых отделений республики. Итак, почтовое отделение связи г. Нюрбы. Как видите, здание находится в запущенном состоянии и не соответствует современным требованиям. Отмечу, что в … году было начато строительство почтамта в г. Нюрба, но из-за отсутствия финансовых средств оно не было завершено.

Теперь нетрудно представить состояние почтовых отделения связи в арктических улусах.Практически все помещения не приспособлены для почтового обслуживания, в основном это деревянный фонд, требующий капитального ремонта.

Что предпринимает Правительства республики в этом направлении.

В конце прошлого года (24 декабря 2010 года) заключено Соглашение между  Правительством Республики Саха (Якутия) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» о взаимодействии в сфере совершенствования и развития федеральной почтовой связи на территории Республики Саха (Якутия). Для исполнения этого основополагающего документа разработан и утвержден План мероприятий  по реализации этого соглашения.

Первым мероприятием этого Плана является строительство нового почтамта в г. Нюрба на долевых условиях: 50% за счет средств ФГУП  «Почта России», 50% - за счет консолидированной бюджетной системы РС(Я). Сразу отмечу, что финансирование строительства из разных уровней бюджетов – федерального, регионального и муниципального, влечет трудности, связанные с несовершенством законодательства. Сразу встает вопрос – в какой собственности будет находиться будущее здание: в федеральной, в государственной или муниципальной собственности, т.к. все мы понимаем, что одно здание не может быть наполовину федеральным, а наполовину региональным. В настоящее время мы с Министерством экономики и промышленной политик РС(Я) активно ищем пути  решения этого вопроса, для того, чтобы этот объект строительства вошел в Инвестиционную программу. Решение этого вопроса даст нам возможность тиражировать этот проект в других районах республики, в том числе и в арктической зоне.

Кроме этого, в Плане мероприятий особое внимание уделено работе по заключению Соглашений о взаимодействии между обособленными структурными подразделениями почтовой сети с главами муниципальных образований.

Основные   пункты  соглашений включают такие особо важные позициикак:

- освобождение от арендной платы за землю и занимаемые площади;

- освобождение от уплаты за тепло-, электроэнергию;

-помощь администрациями муниципальных образований в перевозке почты.

По состоянию на начало этого месяца всего по республике подписано 124 таких Соглашений с муниципальными образованиями. По арктической зоне подписали соглашения 18 муниципальных образований. Отказались подписывать соглашения  3 администрации муниципальных образований, это – администрации муниципальных районов «Верхнеколымский улус», «Оймяконский улус», администрация муниципального образования п. Сайды Верхоянского улуса.

Хочу отметить неплохой результат совместной работы в двух населенных пунктах – в с. Жилинда в Оленекского улуса и в с. СасырМомскогоулуса. В рамках соглашений муниципальными образованиями произведен ремонт помещений, а Почта осуществило поставку мебели.

Другим перспективным мероприятием Соглашения между Правительством республики и ФГУП «Почта России» является развитие почтовых отделений за счет предоставления государственных и муниципальных услуг на базе отделений почтовой связи, оснащенных пунктами коллективного доступа к сети Интернет. В настоящее время пункты коллективного доступа  к сети Интернет созданы только в 12 арктических районных центрах, в которых оборудованы 82 рабочих места, причем в таких райцентрах как Жиганск, Чокурдах, Белая Гора и Оленек созданы всего по 2 рабочих места.

Отмечу, что модернизацию почтовой инфраструктуры и возможность создания центров предоставления госуслуг на базе «Почты России» обсудили на  Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации. Заседание состоялось 14 октября в Минкомсвязи России под председательством министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева.

На заседании Правительственной комиссии представители «Почты России» представили свои варианты дальнейшего развития почтового оператора. Первый путь - это господдержка, выделение средств на модернизацию и полноценное субсидирование всех услуг, которые подлежат субсидированию. Второй путь - привлечение капитала после акционирования «Почты России» путем либо продажи неконтрольного пакета предприятия частным инвесторам, либо выделения «дочек», которые бы вели отдельные направления деятельности, и продажа неконтрольных пакетов в них. Третий вариант - разрешить «Почте России» закрыть примерно 15 тысяч отделений почтовой связи, чтобы высвободившиеся ресурсы направить на повышение мотивации сотрудников и развитие сети.

«Почте России» предложили доработать проект модернизации с учетом превращения почтовых отделений в многофункциональные центры с возможностью оказания государственных и  муниципальных услуг населению.

Именно это направление является наиболее перспективным для развития почты, в том числе в арктических районах.

Другим важным аспектом развития является решение транспортного вопроса.

Для Арктики как нигде остра необходимость в транспортных средствах повышенной проходимости. Типовой набор таких транспортных средств составляют снегоболотоходы, аэросани, мотонарты и другие виды транспортных средств повышенной проходимости, способные работать в условиях практически полного бездорожья.

В рамках РЦП «Развитие транспортного комплекса РС(Я) на 2009-2011 годы и основные направления развития до 2015 года» на приобретение внедорожного транспорта для внутриулусных перевозок за 2009-2010 годы представлены субсидии бюджетам 18 муниципальных районов республики, в том числе 12 районам, которые относятся к арктической зоне.

В 2011 году предусмотрено 6,0 млн. рублей на приобретение 4 вездеходов, в том числе 1 вездеход будет приобретен для Булунского района.

Таким образом, практически в каждом арктическом улусе есть  внедорожный автотранспорт. В этой связи администрациям муниципальных образований необходимо его задействоваться и для перевозки почтовой корреспонденции и доставки пенсий.