Исключить посредников между властью и людьми

Газета «Якутия» от 16.08.2011

Исключить посредников между властью и людьми

Обращаясь за помощью и услугами в государственное учреждение, мы зачастую чувствуем себя в роли бесправных просителей. Когда, отстояв многочасовую очередь, узнаем, что документы у нас не примут из-за незначительной ошибки в заполнении бланка. Бывает, что чиновник может потребовать оформить какие-нибудь платные справки, не предусмотренные законом.

Проблема взаимоотношений граждан и чиновников,  а также неудовлетворительного качества государственных услуг стара, как мир. Но сегодня государство наконец-то начинает менять ситуацию, чтобы сделать получение государственных услуг необременительным и комфортным делом. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Сегодня у нас в гостях Екатерина Титаренко, юрист ГАУ «РЦИТ» («Республиканский центр инфокоммуникационных технологий»). ГАУ «РЦИТ» – это часть единой и громадной работы, которая в данное время проводится по всей стране под эгидой проекта «Электронное правительство России». Цель проекта – исключить посредников между ведомствами и людьми, наладить простую и эффективную связь «власть – человек».  Наш разговор пойдет о федеральном Законе

N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и  муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года, а также об универсальной электронной карте гражданина России, которую уже через несколько месяцев получит каждый россиянин.

– Екатерина Валерьевна, в чем особенность данного закона и почему он так важен?

– Закон дает возможность заявителям (гражданам либо юридическим лицам) обращаться в органы власти и получать государственные услуги дистанционно – в электронном виде.

Государство наделяет своих граждан информационными правами – особым и специфическим видом прав человека. Это и так называемые онлайн-транзакции, обеспечивающие предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет. Например, это могут быть  оплата коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрация общественных объединений и др. На наших глазах уже формируется «информационная экономика»,  новая ступень развития нашей страны.

В законе впервые определено понятие «государственная услуга», а также закреплены общие принципы ее предоставления и требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении услуги.

Основная цель закона – повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций; повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Иными словами, в июле 2010 года мы получили документ, который способен совершить революцию во взаимоотношениях граждан и государства.

Естественно, произойдет это не сразу. Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к предоставлению государственных услуг в электронной форме в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством РФ. Так, согласно план-графику, предоставление услуг по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде должно начаться в 2012 году.

– Неужели всего один закон может совершить революцию?

– На самом деле изменения, связанные с проектом перевода России на электронный документооборот, затронули более чем 70 российских законов. Суть изменений – внедрение в российское законодательство принципа «одного окна» при подаче документов на получение, оформление, переоформление, прекращение согласований, регистраций, разрешений, лицензий и по другим обращениям, когда государственные и муниципальные органы сами запрашивают друг у друга имеющиеся у них необходимые документы.

К примеру, изменения коснулись федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С 1 января 2011 г. необходимые для государственной регистрации документы, наряду с традиционными формами (непосредственное представление в регистрирующий орган или пересылка по почте), можно направлять в электронном виде, что значительно снизит время простаивания в очередях и ускорит процесс подготовки документов.

Хотелось бы отметить, что проект «Электронная регистрация» отражает интересы и заявителей, и налоговых органов. Если направление электронных документов при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей станет массовым явлением, стоит ожидать значительного сокращения количества обращений заявителей непосредственно в регистрирующий орган.  Заявителю потребуется посетить налоговую инспекцию только один раз, если он захочет получить свидетельство о регистрации на бумаге.

Кроме того, исключение бумажного документооборота позволит сократить время обработки представленных документов и изменить способ их хранения.

– То, что в ближайшем будущем в любую госструктуру можно будет обратиться по Интернету, это уже понятно. А кто будет отвечать за заявление, чтобы оно попросту не затерялось в виртуальном пространстве?

– Федеральным законом предусмотрено создание на территории российских субъектов  многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Эти учреждения созданы в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Человек отдает в МФЦ свое заявление, а взаимодействие с органами власти осуществляется многофункциональным центром без дальнейшего участия заявителя. 

– На бумаге все гладко, но не получится ли как в той поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда?»

– Конечно, нерешенных проблем немало. Это характерно не только для нашей республики, но и для многих российских регионов. Основными проблемами  являются:

- отсутствие утвержденных стандартов качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, что не позволяет в должной мере упорядочить и конкретизировать обязательства органов государственной власти, органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами;

- отсутствие единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, что приводит к недостаточному уровню информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных услуг;

- отсутствие межведомственного взаимодействия государственных органов власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления при оказании государственных (муниципальных) услуг. Как правило, работа различных ведомств и организаций по обслуживанию заявителей осуществляется только в рабочие дни и часы, при этом графики работы органов власти не синхронизированы между собой, что влечет за собой дополнительное увеличение временных затрат при получении услуг для заявителя;

- неразрешенные вопросы, связанные с интеграцией ведомственных баз данных, влекущие за собой неэффективную систему документооборота, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на заявителя по сбору документов, необходимых для получения государственной услуги.

Таким образом, требуется комплексный подход в решении вопроса создания в регионах полноценной системы предоставления государственных и муниципальных услуг, что сейчас происходит у нас в Республике Саха (Якутия), в этом процессе непосредственно участвует и ГАУ «РЦИТ» в рамках полномочий, предоставленных ему Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям.

– Какую роль во всем этом будут играть универсальные электронные карты (УЭК)?

– УЭК один из важнейших инструментов программы «Электронная Россия». Универсальная электронная карта придет на смену всем социальным картам, а также заменит многие другие документы, такие как полис обязательного медицинского страхования, документы для проезда на транспорте и многие другие.

С помощью карты можно будет получить государственные, региональные и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, инфокиосков, персональных компьютеров,  мобильных устройств.

– Где и когда можно будет получить универсальную электронную карту?

– С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам по их заявлению по месту жительства. Также наше ГАУ «РЦИТ» является уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию универсальных электронных карт (УЭК), одного из важнейших инструментов программы «Электронная Россия». Прием заявлений и выдачу карт в г. Якутске на 2012 г. будет осуществлять ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» (МФЦ). На период 2012–2016 гг. планируется открытие во всех улусных центрах и городах республики пунктов приема выдачи УЭК. Всего за  период 2011–2016 гг. планируется выдать порядка 600 тысяч универсальных электронных карт. Таким образом, около 80% взрослого населения республики получит  универсальные электронные карты.

  Подготовлено при содействии пресс-службы  ГАУ «РЦИТ».