Система Межведомственного Электронного Взаимодействия

1.      Что подразумевает внедрение Электронного правительства?

Ответ:Комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2015 г. планируется перевести все государственные услуги в электронный вид.

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Электронное правительство переводит взаимодействие общества и государства на новый уровень, поскольку заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Цели электронного правительства

Концепция электронного правительства определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года:

- повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

-повышение качества административно-управленческих процессов;

-совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

 

2.      Что такое СМЭВ?

Ответ:СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.

 

3.      Как работает СМЭВ?

Ответ:Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.

 

4.      Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ?

Ответ:Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.

Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.

 

5.      Сколько органов местного самоуправления планируется подключить в 2012 году?

Ответ:До конца 2012 года будут организованы защищённые электронные каналы взаимодействия и поставлены АРМ оператора СМЭВ в 315 ОМСУ, а с поселениями, где отсутствуют широкополосные каналы связи, проводится работа по подписанию межмуниципальных соглашений с администрациями муниципальных районов.

 

6.      Сколько услуг и сервисов переводится в электронный вид?

Ответ:По итогам проведенного с конца декабря до 1 марта 2012 проектирования было выявлено:

- количество исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющих межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг – 23;

- количество государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) с использованием межведомственного взаимодействия – 131;

- количество типовых (унифицированных) муниципальных услуг Республики Саха (Якутия), предусматривающих межведомственное и межуровневое взаимодействие – 31;

- количество сервисов поставщиков сведений от исполнительных органов государственной власти РС(Я) и органов местного самоуправления  для федеральных органов исполнительной власти при предоставлении последними государственных услуг – 32;

- количество сервисов потребителей сведений исполнительных органов государственной власти РС(Я) и органов местного самоуправления от федеральных органов исполнительной власти – 32;

- количество сервисов исполнительных органов государственной власти РС(Я) и органов местного самоуправления для регионального и межрегиональное межведомственного взаимодействия – 44.